Повзрослевшее человечество

Журнал "МИГ" (15.12.2000)

 

После нескольких месяцев теоретических занятий Каббалой, которые вел рав Михаэль Лайтман на страницах нашего журнала, редакция решила обратиться к нему с просьбой прокомментировать наши сегодняшние реалии с точки зрения Каббалы и дать, насколько это возможно, прогноз на ближайшее будущее. Затем в нашей рубрике "Каббала. Тайное учение." мы продолжим публикации материалов Михаэля Лайтмана, а также его ответов на вопросы читателей.

Вопрос: Г-н Лайтман, ваши прогнозы, периодически появлявшиеся на страницах русскоязычной прессы, всегда были довольно пессиместическими и мало чем отличались от прогнозов журналистов и аналитиков, принадлежащих к национально-патриотическому лагерю. Сегодня и ваши, и их прогнозы уже стали реальностью. Как вы ее оцениваете, и как будут развиваться события с вашей точки зрения - точки зрения каббалиста?
Рав Лайтман:: В развитии событий последнего периода есть неумолимая логика. Не только для каббалиста, но и для любого разумного человека нет ничего неожиданного в том, что мы сегодня наблюдаем. Но с точки зрения разумного человека все происходящее есть следствие идеологических и политических ошибок, военной и политической слабости, которую демонтстрирует Израиль, а с точки зрения каббалиста корень наших проблем в остром недостатке духовной силы, в отсутствии у еврейского народа желания понять и приступить к исполнению своей основной миссию, предназначенной Израилю изначально.

Вопрос: Примерно то же самое говорят ваши коллеги - раввины и религиозные лидеры всех направлений. Вы тоже считаете, что до тех пор, пока все евреи не начнут соблюдать субботу, кашрут и все основные заповеди, Израилю не видать ни Мессии, ни просто спокойной жизни?
Рав Лайтман:: Я считаю иначе и многократно объяснял, до каких пор Израилю не видать спокойной жизни, а главное - почему. Поняв причину, можно хотя бы начать ее устранять. Если вы хотите говорить о сегодняшнем дне, месяце, годе, а не о прошлых столетиях и будущем совершенном состоянии человечества, то оставим пока в стороне и кашрут, и Мессию и поговорим о том, что мы - здесь и сейчас - должны делать.

Создание еврейского государства на этой земле в середине 20 века после 2000-летнего изгнания и Катастрофы - настолько знаковое событие, что осмыслить его, мне кажется, должно быть задачей, достойной любого мыслящего еврея. Даже людям, вполне рациональным и не склонным к "высоким материям", создание Израиля в тот момент показалось чудом. И правильно показалось.

Потом следовала еще целая череда чудес. Но на сегодняшний день мы получили свыше уже практически все авансы. Настало время нам самим немножко посуетиться. Без обратной связи ничего не происходит, даже чудеса. Эта земля предназначена нам Творцом, но предназначение обязывает: мы не имеем права от этой земли отказываться. Мы обязаны владеть ею и защищать ее на физическом, материальном уровне, и мы обязаны изучить ее духовные характеристики, чтобы понять весь замысел Творца и смысл принадлежности этой земли Израилю.

Именно эту информацию содержит Каббала, и тольок начав получать ее, мы сможем успешно сражаться за эту землю.Только на ней был возможен контакт с Творцом, и только здесь он будет возможен вновь. В той же середине 20 века, помимо создания еврейского государства, на этой земле, произошло еще одно, не столь заметное постороннему глазу, событие.

Скрытое в течение многих веков тайное еврейское учение Каббала становится открытым, и не просто открытым, но доступным массам евреев, поскольку основные книги великих каббалистов прошлого РАШБ"И и АР"И - "Зоар" и "Эц аХаим" - "переведены" на современный язык великим каббалистом 20 века Бааль-Суламом (раби Йегудой Ашлагом). Каббала - наука о строении высших миров, о постижении Творца и всего замысла творения, наука об управлении мирами, в том числе нашим миром, стала открыта любому, кто захочет ее изучить. Эти два события середины 20 века непосредственно связаны между собой.

На наше поколение возложена миссия, от выполнения которой мы не имеем права уклониться. Нам была возвращена земля и открыта книга "Зоар", но мы пока не приняли ни того, ни другого. И все равно мы обязаны сохранить эту землю и государство евреев на ней и мы обязаны открыть книгу "Зоар". Отказ от этих обязанностей и промедление крайне опасны. На нас посыпятся страшные удары, по сравнению с которыми сегодняшний день покажется балгоденствием.

Перед нами открыли книгу "Зоар" не для удовлетворения любопытства нескольких десятков ученых и заработка нескольких сотен изготовителей суррагатных брошюр и амулетов. Ее открыли для того, чтобы мы научились управлять этой землей и всеми мирами. Это непростая работа, но посильная: чтобы управлять, нужно изучить механизм управления, и нам предоставлена такая возможность, и с нас спросится, если мы еще и еще раз попытаемся уклониться от этой миссии.

Мы уже "проспали" на этой земле несколько десятков лет, а если сосчитать, сколько у нас было возможностей еще раньше, то счет получится весьма солидный. Мы уже дорого заплатили по этим счетам и продолжаем платить. На нас лежит вполне конкретная обязанность - изучить механизм управления мирозданием и передать эти знания остальному человечеству.

Об этой обязанности евреев на сознательном или подсознательном уровне знают все остальные народы. Те, кто знают, пытаются нам помогать и недоумевают, почему мы сами не спешим выполнять свою миссию. Те, кто ощущают это на подсознательном уровне - ненавидят нас, так как мы тормозим всех на пути достижения совершенного состояния мира.

Вопрос: Вы хотите сказать, что Каббала объясняет корни антисемитизма?
Рав Лайтман:: Разумеется, объясняет, равно, как и корни всех явлений, происходящих в этом мире. Не поймите тольок меня неправильно. Она объясняет, но из этого вовсе не следует оправдание конкретных антисемитов и преследователей евреев, которые, как полагают некоторые фаталисты обречены, бедняжки, нас ненавидеть и уничтожать.

Весь этот механизм работает совершенно иначе, он изучен Каббалой, но я не могу в одной газетной статье его начертить и объяснить. Кому интересно, пусть откроет книги, в которых объясняется, что значит быть избранным народом, и в чем состоит его функция. Чем дольше мы будем оставаться в неведении, чем дольше будем прятаться от своей миссии, тем более жесткие удары мы будем получать.

Вопрос: Вы всерьез полагаете, что достаточно евреям начать изучать Каббалу, как нам не понадобится ни армия, ни границы, и гои, как сказано в пророчестве"на плечах своих понесут нас в Иерусалим"?
Рав Лайтман:: Я бы очень хотел сказать именно это. Но я - реалист, и посему говорю, что армия нам очень даже понадобится. Наше "отставание" от требований Времени и непонимание своей миссии столь велико, что нужна чрезвычайно сильная армия, которая поможет нам пока продержаться на этой земле.

"Нам возвращена эта земля и открыта книга "Зоар", но мы не получили землю и не раскрыли книгу", - сказал Бааль-Сулам в 1928 году и сжег свои 50 подготовленных брошюр-газет, узнав о доносе, поступившем на него британским властям. Эти газеты - он успел выпустить лишь один номер, после чего британские власти наложили запрет на дальнейшее издание - содержали изложение основ Каббалы для еврейских религиозных масс. "Поколение не готово, - сказал Бааль-Сулам, видевший надвигавшуюся Катастрофу и сделавший попытку ее предотвратить

Мы не имеем права повторять ошибки современников Бааль-Сулама и отказываться получить то, что нам предназначено. За отказ от дара Божьего всегда платят очень дорого - как отдельные люди, так и целые народы. Начав изучать законы мироздания, законы высших миров (а не только физические законы нашего мира), мы начнем понемногу получатьподдержку из этих высших миров, которые созданы тем же управлением, что и наш мир. Изменить основополагающие законы мироздания, которые изучены и раскрыты Каббалой, невозможно. Они неотменимы так же, как физические законы нашего материального мира.

Ребенок, не знающий этих законов, все время рискует жизнью, если его не контролируют взрослые. Если же он вырос и продолжает их игнорировать, то его, как правило, запирают в сумасшедший дом, чтобы он не навредил себе.

Человечество шестого тысячелетия по общему замыслу и плану творения достаточно повзрослело, чтобы ознакомиться с этим общим замыслом, понять его логику и начать функционировать в соответствии с полученными знаниями. Оно, конечно, может превратить этот мир в гигантский сумасшедший дом (свобода выбора на таком уровне у него есть), но лечение там будет мучительным, а выздоровление долгим. Хотя все равно наступит - как я сказал, общий замысел творения все равно будет реализован.

У нас есть пока шансы релизовать его спокойно, без "психушки". Но для того, чтобы что-то реализовать, надо минимально представлять, что же это за замысел и каков оптимальный путь к его воплощению. Нас уже перестали вести за руку, как вели, пока человечество пребывало в детском возрасте.

Нам предоставлена относительная свобода действий, то есть свобода выбора пути - пути страданий или пути постижения Высшего света, который есть основа нашего существования. Методика его постижения, методика управления мирами изучена Каббалой, и мы находимся уже в том возрасте, когда в состоянии понять и освоить ее.

Прошли времена одиночек, особых душ, изучавших и хранивших это знание до момента повзросления человечества. Сегодня этот момент наступил.

Вопрос: У человечества было совсем нелегкое детство, а теперь и зрелость рисуется весьма мрачной. Вы объясняли, что цель Творца дать наслаждение творению, что-то Он медлит с реализацией этой цели. Нельзя ли ускорить процесс?
Рав Лайтман:: Очень даже можно. И именно на евреях лежит эта задача. Не выполняя ее, мы тормозим все человечество на пути к достижению совершенного состояния и реализации цели творения, а себе мы роем глубокую яму.

Посмотрите, как ненадолго хватило евреям обычного "земного" патриотизма. На полвека не хватило. И это после двухтысячелетнего изгнания и Катастрофы! Мы выдохлись, мы пустые. И это не случайно. Еврейскому народу уже недостаточно слепой веры. Ему нужно знание и понимание всех процессов, всего строения мироздания, ему нужна и конкретная информация о том, что такое - эта земля, какие духовные силы, какие информационные параметры ее характеризуют.

Без этого знания, которое сегодня открыто для всех, у нас не будет духовных сил за нее воевать. А знание это действительно открыто, причем на многих языках, в интернете эта информация совершенно бесплатно существует на 11 языках, так что никакого оправдания - типа "не знали-не ведали" у нас не будет.

Вопрос: А нам придется опять воевать за эту землю?
Рав Лайтман:: А что мы, по-вашему, делаем? Тольок мы пока очень плохо воюем. Потому что получаем мало поддержки свыше. И чем дольше мы не будем проявялть интерес к духовным корням этой земли, тем в более жестких условиях мы окажемся, тем больше оружия, тем больше активных боевых действий нам придется предпринять, тем больше жертв потребуется, чтобы выжить на этой земле. Но повторяю - у нас еще есть возможность облегчить свою жизнь и параллельно ускорить процесс достижения Высшей цели всем человечеством.

Вопрос: "Третий Храм" - это категория духовная или без постройки Третьего Храма на Храмовой горе в Иерусалиме невоможно достичь духовного совершенства человека и общества?
Рав Лайтман:: Теоретически духовного совершенства можно достичь и без постройки Храма, без архитекторов и строителей. Но поскольку человек в процессе изучения высших миров, меняет себя, исправляет свои свойства и начинает влиять тем самым на духовные корни мироздания, то исправив себя до уровня "Храм", он вызывает соответствующее воздействие оттуда, откуда нисходит духовное управление на все ветви в нашем мире.

И это воздействие будет таковым, что всем, кто может иметь отношение к постройке Храма на Храмовой горе в Иерусалиме, снизойдет указание - и как строить, и из чего строить и когда приступить к постройке. Наш мир, маленький и конечный - самая последняя, низшая точка творения. Все, что в нем происходит - происходит исключительно под воздействием свыше.

Все, что делает сейчас каждый из нас - как он работает, создает или разрушает, о чем думает, чегожелает, все перемещения каждого объекта в нашем мире - это следствия нисходящих свыше сил. Мы сами ничего не определяем. Кроме одного - мы внутренними исправлениями можем влиять на то, какое воздействие на нас будет оказано свыше. Подъем снизу вверх возможен - подъем наших намерений, наших мыслей, наших стремлений. Мы можем полностью управлять всем миром . Причем не на бессознательном уровне, как в случае с киббуцниками Негева, которые одним своим страстным желанием, требованием (им самим неведомо, куда и кому направленным) вызвали дожди в пустыне, а понимая - что, от Кого и как мы хотим получить.

Мы будем услышаны, как только узнаем - не из сказок и легенд - а воочию, к Кому мы обращаемся. Храм - свидетельство того, что мир находится в уравновешенном состоянии. И это состояние достижимо, но лишь одним путем - исследованием, изучением устройства всего мироздания и замысла Творца. Это неправда, что "пути Господни неисповедимы". Они были неисповедимы, покуда не пришло время их постичь. И первыми это должны сделать мы - евреи, живущие на этой земле. Я надеюсь присутствовать при постройке Третьего Храма.

 

Hosted by uCoz