Беседа   (19.10.2000)

 

В "Предисловие к книге Зоар" сказано:

п. 66: "И знай, что во всем есть внутреннее и внешнее содержание. В общем взгляде на мир в целом, потомки Авраама-Ицхака-Яакова считаются внутренней сущностью мира. А также внутри сам этот народ делится на внутреннюю свою часть, характеризующуюся преданными и совершенными Служителями Творца, и внешнюю свою часть, к которой относятся не отдающие себя служению Творцу.

И далее, в самих народах мира, выделяется внутренняя их часть, представителями которой являются "Праведники народов мира", и внешняя их часть, представители которой относятся к аморальным и вредным элементам общества.

А также внутри группы Служителей Творца существует внутренняя часть - те, кто удостаивается принять внутренюю душу Торы и её Тайны. И внешний слой Служителей Творца, занимающихся лишь исполнительной частью в Торе.

А также в каждом из народа Израиля есть внутренняя его сущность, определяемая уровнем "Исраэль" в нём, суть которой заложена в "Точке что в сердце" (некуда ше ба лев), и внешняя сущность, "Народы мира" в чём - и это само его "тело" (желание получать наслаждения). Но даже уровень "Народов мира" в нём подобны прозелитам (возвращающимся к Творцу) народов мира, которые пришли и слились с народом Израиля.

п. 67: И если человек из Израиля усиливает и возносит внутренний уровень "Исраэль" в себе, над внешним уровнем, т.е. уровнем "Народов мира" что в нём, т.е. отдаёт большую часть усилий возвысить внутреннюю свою сущность ради его души и незначительные усилия, только в необходимой мере он отдаёт на существование уровня "Народов мира" в себе, т.е. на нужды "тела" - то способствует своими действиями и во внешнем и внутреннем слое всего мира, чтобы народ Израиля поднимались всё выше, а народы мира, являющиеся внешней сущностью мира, осознали ценность народа Израиля.

Но если любой из народа Израиля усиливает и ценит внешнюю сущность в себе, т.е. уровень "Народов мира" в себе, больше чем уровнем "Исраэль" что в нём, т.е. внешняя сущность в нём возвышается над внутренней, уровнем Израиля в нет, - он способствует своими действиями, что и внешний совокупный уровень мира, то есть народы мира, поднимаются и усиливаются над Израилем и унижают их. А сыны Израиля, то есть внутреннее ядро мира, спускается ниже.

п. 68: И не удивляйся, что отдельно взятый человек может своими действиями вызвать возвышение или падение всего мира. Ибо абсолютный закон мироздания, что частное и общее подобны как две капли воды. И всё, что характерно всему миру в целом, происходит и в его любой части. И отдельные части совершают то же, что совершает всё целое вместе. И исправится и раскроется общее, целое, только после исправления и раскрытия его частей. Т.е. качество и уровень частей возвышает или понижает общее. Отсюда ясно, сказанное в книге Зоар, что только массовым изучением книги Зоар и Каббалы выйдут из изгнания к полному лсвобождению.

Но какова связь между изучением книги Зоар, избавлением Израиля и народами мира?

п. 69. Из сказанного следует, что, как в мире в целом, так и в Торе есть внутренняя и внешняя части. И поэтому, занимаясь Торой можно развивать или внутреннюю или внешнюю части. Своими усилиями во внутренней части Торы и её Тайн, человек способствует подъему внутренней сущности Израиля над внешней сущностью мира, т.е. над народами мира. Этим народы мира сознают и познают ценность Израиля над ними, вплоть до того, что сбудется сказанное: "И возьмут его народы и принесут его на его место и поставят Дом Израиля на Земле Творца". "Вот,- сказал Творец,- вот протяну я руку Свою к народам, и над народами подниму Своё чудо, и приведут сынов твоих на руках и дочерей твоих понесут на плечах".

Но, если человек из Израиля принижает важность внутренней Торы и её Тайн, содержащую пути исправления наших душ и смысла заповедей, по отношению к уровню важности внешней части Торы, выясняющую только исполнение, и даже если занимается иногда внутренней частью Торы, то считанные часы, подобно вещи в которой нет потребности, он способствует этим принижению внутренней сущность мира, т.е. народа Израиля и усилению внешней его части, народов мира. И унижают тогда народы мира народ Израиля, будто он лишняя часть в мире.

И более того, предпочитающий внешнюю Тору над внутренней, способствует этим, что внешний слой народов мира усиливается над их внутренним слоем, и худшие из народов мира, вредители и разрушители мира, усиливаются и поднимаются над их внутренним слоем, над праведниками народов мира и они производят разрушения и погромы.

Т.о. ясно, что избавление Израиля и его ценность в мире зависит от изучения книги Зоар и внутренней части Торы. И наоборот, все разрушения и унижения Израиля происходят вследствие того, что народ Израиля оставили внутреннюю часть Торы, принизив этим свою ценность до уровня никчемной вещи в мире.

Народы мира в человеке - это те свойства, желания (килим), которые до конца исправления употреблять нельзя. Можно работать только с желаниями "Исраэль". Исраэль - альтруистические килим, свойства. Гои - получающие килим, эгоистические свойства. После исправления всех свойств в человеке, все килим Исраэль и Гоим обязаны соединиться вместе и ощутить Творца в полноте (совершенства). А до тех пор исправление возложено на Израиль, которые обязаны прежде всего исправить самих себя. И по мере того, как исправляем себя, приближаем народы мира также к их исправлению.

Каким способом определить внутренюю и внешнюю часть внутри человека, народа, мира? В зависимости от того, чем человек занимается, что изучает. Если занят улучшением желаний, с целью наполнения их разными наслаждениями - это называется "гой". Если человек желает улучшить свои свойства, чтобы стать более подобным Творцу, называется "егуди" или "Исраэль", от сочетания слов "яшар-кель" - прямо к Творцу.

"Конец Исправления" или "Конечное действие" - это когда кли, душа (малхут де эйн соф) желает только слияния с Творцом, ято означает желание отдавать, подобно Ему. Человек рождается с желанием наполнить себя, а должен достичь обратного - желания стать похожим свойствами на Творца.

Это, совершенно противоположное природному, желание необходимо строить в себе не только с нуля, а из его противоположного. Но именно на первоначальном, оно и растет. Природный недостаток, желание наполнить себя, которое есть в человеке - это необходимый элемент и видимо самый лучший, чтобы придти к Цели, но именно придти самому к Цели именно, самому желать ее, стать активным участником, получателем, но в ином смысле - получать потому что этом только и наслаждаешь Дающего.

Поэтому человек должен пройти такие состояния, которые рождают желание отдавать, рождает истинное кли на высший свет, потребность к подобию свойству Творца.

Общий Закон - привести каждое создание к исправленному состоянию, в подобие Творцу, этот Закон властвует над всеми: на неживом, растительном, животном, человеческом уровне. Но чем больше развито творение, тем большую вынуждающую силу стать подобным Творцу, оно испытывает.

Поэтому более всех творений страдает человек. А среди человеческого уровня - более всего страдает народ Израиля, а внутри "Израиля" кто стоит на более внутренней ступени. Ведь притягивающая к себе жизненная сила, начинает своё распространение с внутренней точки всего творения, с самых близких к сути Закона, свойству отдавать, желаний, а затем уменьшает постепенно свое воздействие, по мере удаления от центра, "Конца исправления", к внешним "оболочкам".

Из центра излучается свет исправления. Реакция кли на него зависит от состояния кли. Если исправления желанны, означает, что человек идет путем Торы. Если исправления вынужденны, не по желанию Творца и не по желанию творения, то страдания не уменьшаются, а накапливаются и возрастают, чтобы вынудить человека возненавидеть источник страданий - зло в себе.

Поскольку человек - это только желание насладиться, то на него можно подействовать только ощущением недостатка, отсутствием желаемого в эгоизме - то, что зовётся у нас "страданиями".

Но если кли более внутреннее, т.е. более исправленное, то почему оно испытывает большее страдание? Ведь оно менее эгоистично, чем внешнее? Внутреннее кли находится близко к исправлению, внешнее кли находится дальше от исправления, причём, ни внутреннее ни внешнее ещё не исправлены, но внутреннее кли, желание, имеет меньший эгоизм - это определяет, что Израиль малочисленный народ.

А гоим, остальные народы, ощущают меньшее желание, чем Израиль, потому что еще нераскрылось в них кли. Кли раскрывается в мере возможности исправления. Хотя в действительности их кли намного большие, чем кли Исраэль.

Но в той мере, в которой в них возникает желание, сразу же становяться ненавистниками Израиля. Как например, народы, которые сроде бы не ощущали и не сталкивались с Израилем, "Заочно" начинают ненавидеть его - ведь гои должны обязать Израиль заняться своим исправлением. Ведь только после исправления уровня "Израиль" в мире, можно присоединить к исправлению и народы мира, и т.о. способствовать общему исправлению в целом.

И в этом всё особое отношение Израиля с народами мира: с одной стороны их необходимо остерегаться, когда Израиль не производит необходимые исправления - тогда народы мира жаждут уничтожить Израиль, т.к. нет нужды в таких килим, желаниях, если они не способствуют их наполнению.

Отсюда явно следует, как предупреждает рабби Й. Ашлаг, что нам скорее следует начать выполнять то, что на нас возложено. Посредством чего выполнять? Бааль аСулам говорит: посредством изучения науки Каббала. Каббала - это способ исправления и нет иного способа привести все к исправлению, как только изучение Каббалы. И нет убежища от этого...

Исправление начинается с самых "лёгких душ", наименее эгоистичных, подающихся скорейшему исправлению. А это - Израиль. Исправление относится только к человеку, никакого другого счёта нет ни с кем. Только с этой целью человек нисходит в этот мир, только этим он обязан заниматься, для этого он рождён, сотворён, а все остальные занятия его занятия - не в счёт.

Если Израиль занимается своими исправлениями, ненависть народов мира к нему увеличивается или уменьшается? Если каждый из народа Израиля справляется со своими внутренними врагами, то и на внешнем уровне, внешние враги, как следствие того, что внутреннее рождает и определяет внешнее, попросту исчезают.

Все внешнее полностью зависит от внутреннего, как более низшая тупень от высшей. Низшая порождается и существует от низшей. Поведение народов мира является следствием нашего поведения. Измени в себе дух - и в этой мере увидишь, как все внешнее приходит в движение свыше, как ты решаешь и определяешь будущие события. Это ли не обязывает?!

Какая критическая масса должна быть у каббалистической группы, чтобы явно влиять на улучшение мира? Или хотя бы чтобы изменить отношение народа Израиля к своей миссии?

На неживом уровне необходимо следовать за массами, насколько мыссы могут устоять, так и устанавливать границы требований к ним, границы возможного воздействия на них. Также массы естественно держат внешнюю границу выполнения заповедей, обычаев. А в духовном надо следовать за индивидуумом. В духовном развитии индивидуум, своей душой решает, что и как делать, определяет связь между собой и Творцом, отношение к остальной жизни.

А мы обязаны пробудить себя не только для того, чтобы несколько изменить положение в мире, чтобы было больше дождя, немного больше "мира", "счастья". Мы желаем действовать целенаправленно и привести всё к Концу Исправления.

Вопрос: так надо идти к Концу Исправления силой, работой индивидуумов, когда каждый работает в силу своей души, либо посредством привлечения к этому масс народа? Из Бааль аСулама, из того, что мы изучаем - это должны быть массы. Он говорит о множестве душ, которые обязаны учавствовать в исправлении, о массовом процессе исправления.

Неслучайно уже пару сот лет назад Творец разделил народ Израиля на религиозную и светскую. Часть, продолжающая соблюдать Тору и Заповеди вследствие воспитания, и часть, ставшая свободной от этого. Перд каждой из них, очевилно стоит своя задача... Всё нисходит свыше, от Высшего Управления. Но естественно, эти две части должны существовать вместе и не осталось бы ничего от светской части, если бы рядом с ней не существовала религиозная, хранящая традиции. Но и цели творения видно не достичь продолжая действовать только в рамках традиционного образа мышления..

Практически, мы видим, что те, кто не подвергались никакому религиозному воспитанию, только они подходят к методике исправления по Торе, только они считают себя несовершенными и потмоу годятся для получения Торы. Они поведут всех вперед к исправлению, а традиционная часть останется, очевидно, на неподвижном уровне "домэм дэ кдуша".

Вопрос: Если Исраэль продвигается в работе, то приходят "помехи", вернее, приходит "помощь" в виде помех. Таким образом, если продвигаться дальше к исправлениям, то давление гоим должно возрастать, становиться более агрессивным?

Ответ: Подъёмы и спуски происходят лишь в частном исправлении, т.е. у индивидуумах, в их душах. Связь с Творцом личная, хотя свобода выбора человека, как следует из статьи "Свобода выбора" (Каббала ч.1), состоит только в выборе группы, общества, от которого затем он получает свой путь в жизни. Но выбор индивидуален.

Вообще, уже исправленные души, желания, проходящие исправление, присоединяют к себе неисправленные души-желания, в том объёме, в той степени, в которой могут вызвать общее исправление, что называется "Свет народам", присоединяют "народы" и поднимаются вместе путём присоединения - "иткаллелут".

В любом случае духовное продвижение индивидуума иное, чем продвижения совокупности масс. У индивидуума исправление происходит индивидуальным подъёмом-спуском, а в массах - посредством присоединения к индивидууму (иткаллелут). Массы, народы мира ощущают недостаток продвижения, они чувствуют зависимость от Израиля, но после первых, последующие исправления, зависят и от них самих.

п. 70: Сказано в "Тикуней Зоар": "Встаньте и пробудитесь ради Святой Шхины, ибо в вас пустое сердце, без бины, чтобы познать и постигнуть Её, несмотря на то, что оно обитает внутри вас! Преклониться и взмолиться к величию Святой Шхины, ибо она, совокупность душ всего Израиля. Преклонись - означает Молитву. Но Шхина говорит: Для чего преклонитесь? Т.е. нет сил поднять Себя из праха, ибо все подобны животным, питающихся сеном. Т.е. исполняют Заповеди без знания, неосознанию, подобно животным. И всё их милосердие, вся милость, которую совершают, совершают для себя. Т.о. в заповедях, которые совершают, нет намерения предоставить радость Творцу, а лишь на пользу себе самим они исполняют Заповеди. И даже лучшее среди них, которые уделяют время занятиям Торой, делают это лишь ради себя, без желаемого намерения "радовать Творца". В таком случае сказано о поколении: "Дух уходит и не вернётся в мир", т.е. дух Машиаха, который должен избавить Израиль от всех их бед, до полного Избавления, чтобы осуществить написанное: "И наполнилась земля познанием Всевышнего". Этот дух исчез и ушёл. И не светит в мире. Горе им, всем тем, которые привели к тому, что дух Машиаха исчезнет из мира! И не сможет вернуться в мир. Они обращают Тору в сухую учёбу, без разума и знания, ибо ограничиваются только исполнительной частью Торы. И не стараются понять сущность Каббалы, познать и прозреть в тайнах Торы и смысле Заповедей! Горе им, ибо своими поступками они вызывают нищету, разруху, насилия, разбои, убийства и уничтожения в мире!"

п. 71: А смысл в том, что занимающиеся Торой пренебрегают внутренним уровнем, относяться к внутренней части Торы как к никчемной вещи, а сведущи в ней, как слепые, и этим усиливают свой внешний уровень, т.е. пользу тела и внешнюю часть Торы.

Важно ради чего учат. Ведь можно учить Каббалу ради удачи, чтобы успокоить себя, обрести уверенность, спокойствие. , либо ты учишь потому, что ты обязан исправить килим, состояние. Это громадная разница в подходе. Здесь невозможно идти в одиночку. Необходимо руководство.

Написано, что каждый должен достичь ступени "Моше Рабейну". Каждый обязан вернуться к корню его души. (См. письмо Бааль Сулама из "При хахам" стр. 63 - в моей 14-ой книге 14 стр. 387). Это требование ко всем.

Мы находимся в состоянии, когда обязаны совершать исправление в действии, в нашем обществе. До нашего поколения исправление было уделом отдельных душ, индивидуумов, тайных каббалистов, не было обязательным относительно людей, наций, мира.

Бааль а Сулам пишет, что пока народ Израиля не вернулся вновь в Землю Израиля, не было у нему обязательства соответствовать этой земле, т.е. исправлять себя до достижения всем народом духовного уровня Земли Израиля. Земля Израиля - Эрэц Исраэль. Эрэц от слова рацон - желание. Желание Исра-эль, прямо к Творцу.

Только после того, как Творец перенес нал добровольно и вынужденно в эту землю, мы обязаны всем народом подогнать себя под свойства этой земли. Сегодня, когда мы находимся на Земле Израиля на внешнем уровне, мы обязаны постичь "Землю Израиля" - духовную, на внутреннем уровне, иначе нет у нас права жить на Земле Израиля, так как наш внутренний и внешний уровень не уравновешен.

В прошлом уже было такое и не раз: свякий раз, когда народ Израиля переставал соответствать духовному понятию народа Израиля, т.е. живущего, питающегося от Земли Израиля, Эрэц Исраэль - желания к Творцу, он изгонялся из этой земли.

Мы вновь пришли сюда, нам вручена свыше Земля Израиля. Но мы ее не получили, мы не соответствуем ей. Если мы добровольно не получим её, как говорит Бааль аСулам в статье "дарование Торы" ("Матан Тора"), т.е. не станем подобными ей на внутреннем уровне, то эта Земля уже не "изрыгнет" нас, как в прошлом, но вынудит ужасными страданиями все таки исправиться и стать ей соответствующими.

Задача каббалистов сегодня всеми способами довести необходимость исправления до масс, до всего народа Израиля: создать, подходящую для масс, методику, выпустить доступные пособия, разработать рекламу, подготовить учителей. Работы много. Но уже одна мысль о ней, даже самое начало ее, производит огромные положительные изменения в нашей стране и предотвращает большие страдания.

 

Hosted by uCoz