ОЛАМ ЭЙН СОФ

 

О Создателе нам неизвестно ничего, кроме его воли сотворить нас и дать нам наслаждение. По его замыслу и возникло из ничего желание наслаждаться. Поэтому мы, и все что нас окружает, включая духовные миры, все, что кроме Творца - лишь разные величины желания получить наслаждение.

Желание Творца создать творение и дать ему наслаждение пронизывает и окружает последнее, подобно венцу или короне. Поэтому оно и называется кетэр - корона. Порожденное кетэром творение можно условно представить в виде кли - сосуда, готового принять наслаждение - ор - свет Творца.

Эта стадия творения кли называется хохма, а наслаждение его наполняющее - ор хохма или ор хаим - свет жизни. Так как пустой сосуд ощущает отсутствие света, как всевозможные отрицательные эмоции, а по мере наполнения светом чувствует все большую радость, полноту, беспредельное спокойствие - всевозможные положительные эмоции, которые можно обобщить словом шлемут - полнота совершенства. То есть в стадии хохма кли переполнено благодатью заполняющего его света. Разумеется, когда мы говорим о кли - сосуде, не имеется в виду материальная емкость его, а емкость духовная - величина желания, которое свет удовлетворяет (заполняет). Ведь когда мы говорим "пустое сердце", "пустая душа" или "полное радостью сердце", то не имеем в виду наполненность чем-то материальным, а духовное состояние.

Поскольку желание насладиться - единственное желание человека, то управляя этим желанием и управляет нами Творец. В солнечные и знойные дни израильского лета с улицы доносятся всем нам знакомые возгласы продавца арбузов, зазывающего покупателей к своей тележке. Что заставляет этого, как правило грубого и примитивного человека, так тяжело работать под палящим солнцем? Какое ему дело до семьи, детей? - Создатель дал ему желание усладить свою семью - и это неосознанное альтруистическое поведение, забота о других и заставляет его исправлять мир...

Но именно из-за того, что желание кли удовлетворено настолько, что оно не ощущает себя, а лишь наполняющее его наслаждение, кли как бы не существует, все оно как бы растворено в море света, каждая его мельчайшая часть наслаждается и поэтому желает лишь одного - оставаться в покое. Ведь движения стимулируются лишь недостатком чего-то. Как не видны стенки чистого прозрачного стакана, в который налито молоко, так не виден духовный сосуд в стадии хохма, так как весь он залит, насыщен светом.

И потому, что кли абсолютно наслаждается, как бы всасывает свет, оно одновременно с получением наслаждения воспринимает от света и свойство последнего - давать наслаждение, удовлетворять, противоположные желанию кли - получать, брать. Под добрым влиянием света кли начинает ощущать свою эгоистическую природу как недостаток. И хотя кли создано таким самим Творцом, оно начинает сознавать свое ничтожество относительно Творца и света.

Итак свет дает кли хохма кроме наслаждения также присущие ему свойства давать, дарить наслаждение. Это свойство противоположно природе кли и вызывает у него чувство стыда за свои эгоистические желания, настолько жгучее, что кли предпочитает отказаться от получения света. Давать, как Творец, кому-то наслаждение кли не может. Единственная альтернатива - не получать наслаждение. И кли отказывается получать свет. И так как в духовном мире нет насилия, то согласно желанию кли, ор хохма покидает его.

От сознания проделанной против своей эгоистической природы работы, кли получает наслаждение, разумеется, также идущее от Творца. Если наслаждение от получения света называется ор хохма, то наслаждение от добровольного отказа получать свет, что приводит к сближению свойства кли со свойствами Творца, называется ор хасадим. Эта стадия развития кли называется бина.

То что бина предпочитает косвенное наслаждение от стремления приблизиться к Творцу "прямому" наслаждению от получения света, говорит о том, что давать наслаждение другим - более сильное и полное чувство, чем получать его самому. Кли в таком случае не ограничено: в день можно раздать тысячу обедов - получить удовольствие тысячу раз, а съесть лишь один.

Но не желание получить более сильное наслаждение толкнуло бина на отказ от света, ведь если в результате отказа от света возникает еще большее наслаждение, то отказ - это не отказ, а лишь средство получения. Цель же бина - в соответствии, схожести, слиянии со светом, то есть с Творцом.

После эманации света из бина, кли хоть и чувствует наслаждение от схожести с Творцом, но начинает как бы "задыхаться". Дело в том, что ор хохма - это свет жизни, подобный оживляющей наше тело витальной силе, без которой жизнь, движения, ощущения невозможны; наступает как бы духовная смерть. Поэтому такое состояние вынуждает бина начать принимать ор хохма в минимальном, необходимом для поддержания жизни, количестве.

И поскольку каждое новое желание выделяет из духовного объекта новый духовный объект, ведь именно различием желаний отличаются духовные объекты, то как только в бина появилось желание принять жизненно необходимую ей часть ор хохма, эта часть бина выделилась в отдельный духовный объект, состоящий из небольшого количества, допустим, 10 процентов ор хохма и 90 процентов ор хасадим. Соотношение 10 и 90 приводится лишь для наглядности и простоты, а истинные пропорции желаний и, соответственно, светов мы поймем из дальнейшего.

Итак, из бина родился новый объект, называемый зэир ампин. Но ощущая в себе два данных ему от рождения желания, он начинает чувствовать, что желание насладиться ор хохма естественнее, да и создан он таким образом, что каждая его "клеточка" желает насладиться лишь этим светом, а то, что бина предпочла другое наслаждение (близость к Творцу), было "противоестественно", и это бина выбрала такой путь, а не он, зэир ампин. И потому из двух желаний, с которыми он родился, зэир ампин выбирает одно - по собственному желанию получать лишь ор хохма.

А поскольку это желание новое, то выделяется и новый объект малхут - царство (желания), так как именно на этой ступени кли приобрело свое собственное, изнутри идущее желание насладиться на 100% тем светом, который дает Творец.

Ведь кетэр - это желание Творца дать наслаждение и поэтому возник сосуд, приемник наслаждения - ор хохма. Но хохма не может выбирать, ее желание насладиться полностью продиктовано волей Создателя.

Независимое желание возможно лишь при условии:

  1. наслаждение уже было испытано.
  2. наслаждение исчезло, оставив воспоминания - решимо - от слова рошем - впечатление, запись.

Поэтому, когда свет ушел из бина, он оставил решимо - воспоминания о том, что он дает кли все - жизнь, счастье и поэтому бина в конце концов должна была вернуть хоть часть света, поняв, что вообще без света невозможно. И таким образом родился зэир ампин. А зэир ампин, свободно выбирая из двух желаний, сам захотел насладиться небольшим,ограниченным количеством света. И поэтому лишь малхут - первое, самостоятельно действующее, сознательное творение, в котором желание уже пригодно для замысла Творца: само создание хочет насладиться, и именно тем и в том количестве, что дает Творец.

Но, возразят мне, что значит само создание хочет? Так оно создано, ведь в конечном итоге ор породил кли. Верно, конечно, все идет от света, Творца, но никто этого не чувствует. В стадии малхут сосуд чувствует лишь, что он хочет насладиться, а не то, что его таким создали. Малхут сама тянется к свету, жаждет его.

Итак, стадии творения и развития кли следующие:

Такова воля Творца - создать кли, которое бы само желало насладиться Его светом.

Малхут в состоянии полного наполнения светом называется олам Эйн Соф - мир бесконечности.

Мы уже понемногу привыкаем к кабалистическим определениям: величина желания определяет емкость кли и чем больше желание, тем больше емкость кли. Впрочем, и человек, говоря, например, что нет места в желудке, имеет в виду отсутствие желания есть. Ведь, подчас, и при пустом желудке нет чувства голода.

Движение - изменение желаний, приводящее к появлению, рождению новых кли.

Время - цепочка от причины (первичного желания) к следствию (вторичному желанию). Поэтому, когда мы говорим "мир бесконечности", то имеется в виду сосуд полностью (безгранично, бесконечно) наполненный наслаждением, где нет предела, то есть неудовлетворенного желания. С этой точки зрения 200-граммовый, полностью, до верха наполненный стакан, тоже находится в состоянии эйн соф. Таким образом, под бесконечностью подразумевается состояние бесконечного, безграничного насыщения, нет предела, границы, все запросы удовлетворены.

В таком состоянии и находится кли малхут. И поэтому, с точки зрения Создателя, программа творения на этом завершена.

 

* * *

 

Божественной целью творения является создание новой, ранее отсутствовавшей, субстанции, называемой в дальнейшем "Творение" или "Создание" и наполнение ее огромным, абсолютным наслаждением. Поэтому в природу своего создания Творец заложил огромное, всепоглощающее желание получать это наслаждение.

"Желание получать" - рацон лекабэль (Р"К) образно можно представить в виде сосуда (кли), емкость которого пропорциональна величине желания, а получаемое наслаждение - количеству света, наполняющего этот сосуд.

Следует отметить, что свет, исходящий из Творца, существовал и ранее, до начала творения. Он является неотъемлемой сущностью самого Творца. Желание же получать наслаждение в самом Творце отсутствует, оно относится к вновь созданному.

Различные величины Р"К представляют собой всю окружающую нас действительность. Все миры, с прообраза, начальных стадий до конечного оформления, все многообразие созданного, известное и еще не раскрытое нами - есть ничто иное, как различные степени, то есть формы проявления желания насладиться светом Творца.

И мы, как части этого кли - малхут, созданы так, что тянемся к теплу, пище и другим удовольствиям - микродозам света в нашем мире. Попробуйте убедить себя, что желание насладиться не ваше, что таким оно дается свыше - это не поможет, и потому мы изучаем и постигаем лишь воздействие света на кли, чувствуем лишь нашу реакцию на свет. Наше познание замкнуто в нас самих. Для Творца все мы абсолютно совершенны, а вот относительно нас самих мы еще должны пройти долгий путь исправления...

Я настоятельно прошу читателя попытаться, всем сердцем почувствовать состояние кли, ибо так можно развить духовные качества, необходимые, чтобы ощутить духовные миры, вплоть до самого Творца.

Оценивать что-то можно лишь в сравнении. Понять, что такое темнота, можно лишь имея какое-то представление о свете. Как говорится в молитве: "Лишь в Твоем свете увидим свет..." То есть как в нашем мире невозможно ориентироваться в темноте, так духовный свет дает возможность познать и оценить себя и окружающее, духовно продвигаться.

Но чтобы почувствовать духовный свет необходимо развить в себе особые способности. Все мы буквально купаемся в море волн - световых, звуковых, радио, рентгеновских и прочих. Но какую малую часть из них мы можем воспринять нашими органами чувств! Для того, чтобы расширить возможности человеческого организма, мы строим приборы, иногда очень сложные.

Но все мы окружены также океаном духовного света, эманируемого Творцом. Для его восприятия ненужно никаких аппаратов. Да, они и не помогут. Необходимо лишь развить в себе определенные качества, чтобы почувствовать Божественный свет. В этом и помогает Кабала.

Вообще же все, что ощущает человек, он получает от Творца. Но воспринимая ощущения нашего мира, мы можем (пока!) лишь верить (но не чувствовать непосредственно), что их конечный источник - Создатель.

Итак, любое создание желает лишь одного - устранить ощущение недостатка - насладиться. Поэтому, задавая человеку "программу", меняя в течение жизни его потребности, вызывает таким образом Творец строго определенные, нужные ему действия, поступки, а человеку кажется, что он поступает по своему желанию, выбору. И если, осознав эту зависимость своего поведения от желаний тела, человек начнет им противиться, то есть вступит с телом в борьбу, то может освободиться от желаний тела и перейти в духовный мир, жить в соответствии с потребностями души.

Наслаждение - это реакция кли на воздействие света, следствие от наполнения кли светом. В нашем мире духовный свет явственно отсутствует, а его небольшая искра (нэр дакик) облачается в различные предметы, потому и притягивающие нас своими таящимися в них наслаждениями. Возможность насладиться или избавиться от страдания - недостаток наслаждения и руководит всеми нашими мыслями и действиями. По-другому, то есть вопреки своей природе, мы не в состоянии ни думать, ни поступать. Духовные же миры состоят из альтруистических кли - могущих укротить свой эгоизм, то есть поступать вопреки своей природе. Если человек осознает собственный эгоизм как зло, приносящее ему лишь страдания, он может попросить Создателя изменить его природу, то есть дать силы подняться выше природы, стать действительно свободно мыслить, решать и действовать.

Тактика борьбы с телом, то есть с желанием неограниченно насладиться такова: тело реагирует лишь на два состояния (назовем их условно "горькое" и "сладкое"), навязываемые извне. Но есть еще два состояния (назовем их условно "правда" и "ложь"), где "правда" - все, что хорошо для безболезненного духовного развития человека, а "ложь" - все, что мешает такому развитию. Почему хорошо то, что способствует развитию? Да просто потому, что по воле Творца человечество в итоге своего развития придет к состоянию полного исправления, то есть перейдет от эгоизма к альтруизму, а наш выбор, свобода воли, состоит в выборе пути к этому: по собственному желанию выбрать хоть и трудный, но правильный и краткий путь Торы или кажущийся "сладким", но ведущий в тупики и потому долгий, путь проб и ошибок - путь страданий, все равно приводящий нас в конце концов к пути Торы. И поэтому Тора, то есть Творец, советует выбрать путь правды, путь самоисправление - очищения. Эгоистические желания у каждого свои и поэтому у каждого есть свой путь исправления, хотя общие для всех законы правильного развития души мы рассмотрим далее.

В нашем мире все мы неосознанно воспеваем свет, несущий наслаждение - наши песни о любви, романы, страсти, страдания, красоты природы - все это ничто иное, как описание ощущений, вызываемых в нас светом, находящимся лишь в разных одеяниях - в противоположном поле, в природе, в звуках - во всех, потому и притягивающих нас, объектах.

Кабала все объекты, дающие нам наслаждения, сводит к единственному их источнику - свету. То есть вместо того,чтобы называть бесчисленные объекты, дающие человеку удовольствие, называется его источник - ор. Также и все множество желаний обобщается одним словом - кли. Но это не просто желание (так как невозможно желать неизвестно чего), а желание наслаждения. Таким образом, все многообразие желаний, характеризующих творения, сводится к одному - желанию света. А все мыслимые виды наслаждений сводятся к свету и кроме этого нет ничего, так как существует лишь Создатель и Творение - ор и кли - наслаждение и желания. Поскольку желание насладиться (стремление к тому, что индивидуально для каждого) считается "сладким "и самым существенным в человеке, то именно управляя нашими желаниями - управляет нами Творец. Создавая недостаток чего-то, Создатель заставляет нас действовать, добиваться того, что нам недостает. Как говорится, "любовь и голод миром правят". То есть все поступки в жизни человека вынужденны. Дети умерли бы с голоду, если бы Творец не дал матери наслаждение от процесса кормления. Ни один из нас не захотел бы и сдвинуться с места, если бы не поиск лучшего состояния. Эволюция, прогресс, духовные поиски - отражение стремления найти удовлетворение наших желаний.

Сами же желания даются нам Творцом по Его программе нашего развития, конечная цель которой - дать нам абсолютное наслаждение.

Если человек не уверен, что в результате какого-то действия он получит выгоду, он не в состоянии это действие совершить. Таким образом, лишь уверенность в том, что своими действиями он улучшает свое положение, заставляет человека работать. Без этой уверенности он не сможет совершить ни одного физического или духовного действия.

Поясню это примером. У меня есть знакомый - владелец ресторана. Он с утра до вечера весь в мыслях, как лучше накормить приходящих к нему людей, создать лучшую для их отдыха обстановку, в общем, он живет заботой о посетителях его заведения. Не правда ли, настоящий альтруист! Но так как наслаждение он от этой заботы о людях, как и любой другой "неисправленный" человек не испытывает, то, чтобы заставить его поступать должным образом, Творец дал ему другое наслаждение, другую цель - копить деньги. Таким образом, мой знакомый неосознанно выполняет программу Творения. Правда, задача состоит в том, чтобы осознанно претворить в жизнь цель Создателя, но как мы увидим далее, "неосознанная''; предварительная стадия - необходима. Насколько быстро человек сможет перейти к конечной стадии и закончить свою миссию в этом мире, чтобы душа его не возвращалась, зависит от его духовного развития.

А пока истинное наслаждение одето в подходящую, понятную нам эгоистическую оболочку. Желание же Творца - дать нам абсолютное, бесконечное наслаждение без скрывающих и ослабляющих оболочек. А это зависит от нас самих, от успеха нашей борьбы с эгоизмом.

Но кроме вынужденной, направляемой свыше деятельности, пожелал Творец, чтобы мы часть работы делали без всякого материального вознаграждения, а лишь в силу веры, что это для нашего блага, как результат свободного выбора, что возможно лишь тогда, когда эта работа не приносит наслаждение в нашем мире. Таковы заповеди Творца. И этой темы мы коснемся в дальнейшем.

Изымая "нэр дакик" (см. Кабала, т. 1, предисловие), Создатель может привести, нас даже к вере, то есть наслаждению от предвкушения вознаграждения в будущем. От этого уже в настоящем испытывается радость, как тяжело работающий уже заранее предвкушает получение зарплаты. И здесь также все зависит от срока ожидания, величины предполагаемого удовлетворения, уверенности в получении вознаграждения.

Это предвкушение радости в будущем, как мы узнаем позже, возможно потому, что нас окружает так называемый ор макиф, который издали (заранее) дает наслаждение.

Мы уже говорили, что в конце поколений никто не захочет заниматься настоящей Кабалой (не астрологией и суевериями), кроме. избранных, могущих оценить ее значение. Так, крупный бизнесмен не принимает во внимание дневные колебания спроса (мелкий торговец тут же хочет перепродать, то есть немедленно получить наслаждение и потому его заработок мал), а, глядя вперед, покупает дешево, то, что сегодня на рынке не в цене, планируя продать через месяцы или годы, когда поднимется цена, оценится по-настоящему его товар, и он, зная настоящую цену своему товару, заранее радуется будущей большой выручке уже теперь. Так настоящий кабалист испытывает радость от будущего окончательного исправления, потому что уверен в нем уже сегодня, предчувствует его уже сейчас.

Кабала необходима, поскольку изучаются в ней цель и план творения, размеры вознаграждения за исправление от эгоизма. Две силы толкают человека к цели:испытываемое в данный момент страдание и ожидаемое впереди наслаждение - оба они, как два паровоза, двигают тяжелый состав - один тянет вперед, а второй толкает сзади. Это и есть силы нашего развития.

Hosted by uCoz