"Алеф", №610 12.1995.
В ответ на просьбу перешедшего в иудаизм: "Научи меня всей Торе, пока я стою на одной ноге"
- ответил рабби Гилель: "Того, что ты ненавидишь, не делай и другим. В этом - вся Тора!"Но как я могу любить другого, как самого себя
- т. е. постоянно выполнять все желания каждого из окружающих, когда даже собственные желания я не успеваю удовлетворить! Выполнимо ли вообще это требование Торы?Тора утверждает, что мир сотворен для выполнения ее законов, цель которых
- духовное развитие человека. Но зачем понадобилось Создателю создавать нашу вселенную и вручать нам Тору для нашего исправления? И отвечает на это книга "Зоар" так:"Кто ест чужой хлеб, стыдится смотреть в глаза дающему"
.Для пояснения представим себе следующую ситуацию. Богач, встретив после долгой разлуки бедного друга, ведет его к себе домой, кормит, поит, одевает
- и так изо дня в день. И как-то раз, рассчитывая сделать еще что-либо приятное Другу, спросил он, чем бы еще мог услужить. И получил ответ:"Лишь одного хотел бы я
- того, что получаю теперь из сострадания, достичь собственным трудом. Все мои просьбы ты в состоянии удовлетворить, кроме этой!"Действительно, не в состоянии дающий избавить берущего от чувства стыда, тем большего, чем большие услуги он получает. И чтобы избавить нас от подобного чувства, создана наша маленькая планета
- наше место работы.Создатель находится в абсолютном покое, и потому всякое движение противно нашей природе. Например, мы любим покой и ненавидим движение настолько, что двигаемся лишь для достижения покоя.
Абсолютным эгоистом рождается человек и растет, лишь о себе заботясь. Даже мысли о сострадании и помощи не возникает у него, и тем противоположен он Создателю. Создав в нас низкие склонности и вручив в противовес им Тору, создана т. о. возможность, истребив проявления эгоизма, достичь состояния наслаждения без чувства стыда.
Есть два вида законов в Торе: обязанности человека по отношению к человеку и обязанности человека относительно Создателя. Но одну лишь цель преследуют оба
- привести человека к соответствию с Создателем. И совершенно не важно человеку, ради кого он действует - ради Творца или ради людей, поскольку все, что выходит за пределы его личных интересов, совершенно не ощущается им.Каждое движение, совершенное им ради другого, совершает он в конечном счете ради себя. Без-возмездно невозможно совершить ни малейшего физического или духовного движения без расчета извлечь из поступка когда-либо пользу. Поэтому известен закон природы под названием "конечного эгоизма".
И только выполняя законы Торы, возможно достичь состояния безвозмездной любви к другим.
Согласно Торе законы отношения в обществе более важны, чем законы, относящиеся к связи с Творцом.
И потому Гилель указал на любовь к другим как на самое верное и быстрое средство овладеть всей Торой.