Письмо со страницы 37

"Четверо вошли в пардес", потому что до сотворения мира "был Творец и Имя его Едины", потому что души еще не были душами, а все понятие имени происходит как следствие того, что знакомый поворачивает свое лицо к нему, называя его по имени, прося повернуться к нему.

А потому как до сотворения мира души были совершенно полностью слиты с Творцом, и дал им короны и великолепие, даже больше чем желали, потому что Он знает их желания лучше их самих, а потому нет возможности назвать имя, потому что это происходит в состоянии возбуждения снизу к какому-то явлению. А поскольку здесь простой свет, ведь все совершенно просто, так этот свет и подразумевается каждым человеком, даже не видящим никакой мудрости.

Поэтому он называется мудрецами "простой" (пшат), потому что он корень всего, и о нем не говорят в книгах, потому что он не составной и постигаем как единый и простой. И хотя в низшем мире видно в решимо этого простого света две части, он простой, не составной, это сердце их разделяет его.

А в месте, о котором мы говорим, нет совершенно никакого изменения. Это подобно царю, который вдруг взял своего сына и поставил посреди огромного красивого сада (пардес), и когда открыл ему царский сын глаза, не посмотрел, на каком месте он стоит, потому что от большого света всего сада потянулся его взгляд вдаль, на самые дальние здания и дворцы в западной стороне, и пошел в ту сторону, и шел много дней, все более поражаясь великолепию в западной стороне.

По прошествии нескольких месяцев, когда поутих его пыл и возросло желание, наполнил свое зрение видами западной стороны, успокоилась его мысль, и начал думать, что же находится на всем его пути, который перед ним? Направил он взгляд свой в восточную сторону, в сторону, откуда вошел в сад, и поразился! Ведь весь восток с его красотой был так близок ему, и не понимает он, как он мог не почувствовать все это вначале, а смотрел только в западную сторону. И конечно, с тех пор только за сиянием восточной стороны начал стремиться, пока не дошел до ворот, в которые когда-то вошел.

Какое же отличие есть между днями входа и днями выхода, ведь все, что видел в последние месяцы, видел также в первые, но не осознавал и не мог оценить, потому что сердце и глаза ощущали только свет, исходящий с запада. И только после того как насытился им, обратил лицо, сердце и глаза свои на восток, и начало сердце впитывать свет, идущий с востока. Но что же изменилось!?

Когда от ворот сада есть второе раскрытие ему, называемое "ремез" (намёк), подобно тому как царь намекает своему любимому сыну и страшит его чем-то. Но сын не понимает ничего и не видит внутреннего страха, скрытого в намёке, но вследствие его слияния с отцом, немедленно удаляется оттуда в другую сторону.

И это называется "второе лицо", ремез (намёк), потому что два лица, пшат и ремез, вписываются в творениях как один корень, как говорят, что нет слова менее, чем из двух букв, называемых основа корня, потому что из одной буквы невозможно понять ничего, и поэтому начальные буквы слов пшат и ремез образуют слово ПаР (в иврите гласные не пишутся), что является корнем слова "пар" - бык в нашем мире, а также слова прия, рэвия - зачатие, размножение происходят от этого корня. (Когда говорят о быке как о животном, говорят "шор", а когда хотят подчеркнуть мужское начало и участие в зачатии, то говорят "пар", и соответственно "пара" корова, женская часть зачатия и размножения).

Затем раскрывается "третье лицо", называемое "друш"-требование, до этого не было никакого требования ни к какому проявлению "Творец и имя его едины", но в "третьем лице" вычитают и прибавляют, требуют и находят по правилу "трудился и нашел" (игати вэ мацати). Поэтому это место предусмотрено для низших, потому что есть там просьба снизу, не как свет восточной стороны, который светил как "прежде чем позовете, я отвечу вам", а здесь была сильная просьба и даже усилие и наслаждение.

А затем начинается четвертое лицо, называемое "сод" тайна, которое вообще подобно намёку, но там не было в нем осознания , а подобие тени, следующей вслед за человеком. Но шепотом, как говорят беременной, что Йом Кипур сегодня и только по необходимости, если она так решает, то можно нарушить, чтобы не было выкидыша (намек на духовные состояния, конечно, как и обычно во всех каббалистических текстах). Но почему это раскрытие лица, а не скрытие? - Это постигается постигающим в последовательности: пар - перед - пардес.

А теперь рассмотрим проблему четырех мудрецов, вошедших в пардес, т.е. в четвертое лицо, называемое "сод", тайна. Потому что в низших есть от предшествующих ему высших, и поэтому все четыре лица включены в четвертое вместе: правое, левое, лицевое и обратное.

Два первых лица, правое и левое, "пар", соответствуют Бен Азария и Бен Зома, души которых питаются от двух лиц пар. Два вторых лица, лицевое и обратное, это лицевая часть - раби Акива, который вошел с миром и вышел с миром, и обратная часть - Элиша бен Абуя, который вышел в дурной путь (яца ле тарбур раа).

Все, что сказано про них: смотрел и умер, смотрел и ранен, вышел в дурной путь - все это сказано о том поколении, которое собралось вместе, но исправлены все полностью, в последовательных кругооборотах жизней, одно за другим.

Только Ахер, видя грубый язык переводчика, сказал: "Возвращайтесь, блудные дети, кроме Ахер". И его место занял раби Меир, ученик раби Акивы. Спрашивает Талмуд: "Как же мог раби Меир учить Тора у Ахер?" - ответ в том, что исправил всю его клипу (неисправленные мысли и желания), как сказано, что поднял дым над его могилой.

Отсюда понятно сказанное Элишей бен Абуя: "Обучающий ребенка подобен пишущему на чистой бумаге", как душа раби Акива, "обучающий старика подобен пишущему на стертой бумаге", сказал так про себя. Поэтому сказал раби Меиру: "Здесь заканчивается субботнее расстояние" (2000 ама, на которые можно удаляться в Субботу за пределы поселения, которые измерил по шагам коня, ведь никогда не сходил с коня...

 

Hosted by uCoz