Михаэль Лайтман

 

"Введение в науку Каббала"

комментарии к статье рабби Й. Ашлага "Птиха ле хохмат аКаббала"

 

Конспект лекций курса для начинающих, прочитанного равом М. Лайтманым в каббалистическом центре Бней Барух.

 

Занятие 1

 

Предисловие

 

"Введение в науку Каббала" - "Птиха ле хохмат аКаббала" написано Бааль Суламом как одно из предисловий к книге Зоар. Всего к книге Зоар есть три предисловия:

  • "Предисловие к книге Зоар" - находится в 5-ой книге серии "Каббала. Тайное учение".
  • "Вступление к книге Зоар" - находится в 1-ой книге серии "Каббала. Тайное учение".
  • "Введение в науку Каббала" - отчасти описано во 2-ой книге серии "Каббала. Тайное учение".

Для понимания книги Зоар необходимо знание полной структуры творения:

  • каким образом созданы все миры,
  • каковы законы функционирования миров,
  • каким образом создана душа,
  • разделение души на отдельные души,
  • влияние законов Мироздания на души,
  • влияние душ на законы Мироздания (миры),
  • каким образом Творец управляет всем Мирозданием,
  • каким образом творения влияют на управление Творца.

Задача изучения Каббалы заключается в том, чтобы, находясь еще в этом мире, ощутить духовные миры, в полную меру, во всем объеме мироздания, получить такие ощущения, над которыми не властны ни рождение, ни смерть, выйти во вневременность, достичь такого состояния, когда может жить одновременно во всех мирах, полностью слившись с Высшей силой, полностью постигнув Творца. В этом и есть цель существования человека в этом мире и всего мироздания. И это постепенно раскрывается изучающему Каббалу.

Изучение Каббалы дает человеку ответы на все вопросы его жизни, его мира и всех миров, поскольку он изучает все причинно-следственные связи этого и высших миров, из которых все нисходит в наш мир. Раскрытие высших миров происходит постепенно и внутри самого человека, в его ощущениях. Человек как бы создает внутри себя дополнительные органы восприятия, более чувствительные чем обычные, которые позволяют ощущать дополнительные силы Мироздания, ту часть Мироздания, которая скрыта от обычного человека. Так как только постигающий ощущает истинную картину Мироздания, поэтому Каббала называется тайной наукой. Она становится явной только для постигающего.

Каббала воспитывает в человеке острую потребность критически анализировать себя и сознательно исследовать себя и окружающее. Ведь цель достигается самопознанием, ощущением в себе. Отсюда понятно, что можно быть большим знатоком выполнения Заповедей в нашем мире без изучения Каббалы, что в принципе мы и наблюдаем.

Незнание Каббалы совершенно не мешает религиозному человеку соблюдать Заповеди, вести религиозный образ жизни, потому что Каббала говорит не о механическом выполнении в действии, а о создании в себе правильного намерения "ради Творца" ("ли шма"). Поэтому еще не осознавшие важность выполнения Заповедей с намерением "ли шма", выступают против изучения Каббалы.

Каббалистическое воспитание индивидуально, в чем оно противоположно воспитанию масс. Как сказано в Торе: "Мнение Торы противоположно мнению масс. Поэтому каббалисты всегда представляли собой отдельные личности или группы, только внешне находящиеся в общей массе верующих.

Отношение к каббалистам за последние годы изменилось: если раньше их книги сжигали, и сами они были гонимы, сегодня многие желают повесить на себя ярлык «каббалист».

Причина этого в том, что мы находимся на самом последнем отрезке пути развития человечества, в преддверии входа всего человечества в духовный мир. Поэтому никогда не существовало такого большого количества людей, которые бы интересовались Каббалой.

Еще 200 лет тому назад, в период "Аскала", начался отход от традиционной религии. Это произошло для того, чтобы впоследствии эти же души сами, своим свободным выбором решили и предпочли путь духовного развития.

Каждое поколение - это предыдущее поколение, те же души, но только в новой телесной оболочке. С каждым таким перевоплощением (кругооборотом) душа накапливает опыт, вследствие чего меняются ее стремления. Поэтому каждое поколение желает по новому видеть наш мир, изменяет его.

Такие же изменения происходят и в самой Каббале: 400 лет назад великий каббалист как Ари создал современную Каббалу. Его сочинения уже рассчитаны для нового типа душ, которые начали тогда нисходить в наш мир. С того времени в нисходящих в наш мир душах проявляется стремление к духовному. Поэтому и отменяется запрет на изучение Каббалы. В предисловии к книге Ари "Врата вступления" сказано, что начиная с его времени и далее, каждый, кто желает, может изучать Каббалу.

В наше время начинается массовое стремление к изучению Каббалы. Мир подошел к тому моменту, когда в него уже снизошли все духовные корни, произошло в нашем мире все описанное в Торе, все изгнания и разрушения. Единственное, чего еще не было в нашем мире - это постижения духовного, возвышения этого мира до уровня духовного, слияния миров. Это процесс только начался в 20-х годах 20 века и сейчас разрастается.

С помощью связи через Интернет (http://kabbalah-web.org) мы видим, как во всем мире стремительно растет интерес к Каббале людей, не имевших еще совсем недавно никакого отношения к ней. Они понимают, что Каббала - это не абстрактное учение о звездах или потусторонних силах. Они явно начинают сознавать, что Каббала дает понимание обо всем Мироздании, о силах, которые управляют всем миром, что только эти знания спасут человечество от угрожающих ему катастроф.

В Каббалу приходят люди, которые не находят удовлетворения во всем земном и надеются с ее помощью получить ответы на то, что так волнует их. В будущем миллионы людей будут учить Каббалу. Изучающие ее сегодня будут преподавать её массам в будущих поколениях.

На протяжении жизни намерения человека постоянно меняются от животных желаний - получше устроиться в этом мире, извлечь из всего выгоду, до стремления к познанию, а затем и к духовному возвышению.

Постепенно, изучая Каббалу, человек меняет желания этого мира на желания духовные, чтобы открыть духовный мир и выйти в него. Его свойства меняются на еще более альтруистические. Эгоистический сосуд очень маленький и не может включить в себя всего того наслаждения, которое уготовил нам Творец. Поэтому, меняя эгоистические свойства на альтруистические, мы этим самым неограниченно расширяем объем нашего сосуда получения и можем получить в него всю духовную информацию.

Существует ошибочное мнение о том, что если человек постигает духовное, а тем более находится уже на какой-то духовной ступени, он внешне должен как бы "парить", быть "не от мира сего", в нем не могут проявляться никакие отрицательные свойства. Человек поднимается внутренне в духовный мир в той мере, в которой он "опускается" в нашем мире, ощущает и осознает свой эгоизм. Подъем происходит оттого, что в человеке еще в большей степени раскрывается эгоизм и, исправляя его, человек поднимается в мере исправления на более высший духовный уровень.

Чем человек выше, тем больше в нем эгоистических качеств. Но они исправляются. Мой Рав был величайшим каббалистом. При этом он мог раздражаться, радоваться - во много раз больше, чем обычный человек. Мы все построены на эгоизме, это наш материал. Его и только его создал Творец и только из эгоистического материала состоит, построено все Мироздание. Мы можем исправлять не сам эгоизм, а его применение. Человек, исправляясь, не отсекает от себя эгоистическое кли (сосуд получения наслаждения и познания), а наоборот, этот сосуд при духовном развитии становится еще большим, но он видоизменяется, исправляется.

Каббалиста нельзя узнать по внешнему виду. Все они - люди энергичные, целеустремленные, не отказываются от этого мира, не скрываются. В духовном продвижении каббалиста подстерегают много соблазнов, на него сваливаются неприятности. И только поднимаясь на более высокую ступень, он видит, почему ему дали все эти неприятности. Ничего не делается зря, все дается только для дальнейшего духовного продвижения, а то, что дается на данной ступени, он обязан принять верой выше знания.

Человек, которому ничего не надо в этом мире, от всего отрешенный - такой человек не может продвигаться вперед. По мере того, как человек начинает заниматься Каббалой, он становится все более эгоистическим, плохим, вскрываются его отрицательные качества - до тех пор, пока они не становятся ему настолько невыносимыми, что он вынужден вскричать к Творцу о помощи, избавить его от эгоизма и заменить его альтруизмом. Потому что он сам явно видит, насколько он проигрывает от своих эгоистических качеств - но тот, кто еще этого не видит, даже не может поверить в то, что человек может дойти до таких просьб. Поэтому в Каббале отсутствуют метод понукания, силовые методы воспитания, а существует только метод доведения ученика до осознания отрицательности эгоистических свойств путем ощущения своей противоположности вечности, совершенству.

Довести человека до того, чтобы его свойства изменились на противоположные, под стать свойствам высшим, духовным, может только Каббала. В Торе есть две части: явная (открытая) и скрытая (тайная). Открытая часть Торы говорит о механическом выполнении Заповедей. Называется "явной" потому, что явно видно, как человек выполняет ее. Эта часть Торы и изучается и выполняется массами.

На эту часть поэтому и есть ограничение "ничего не добавлять и не уменьшать". Как, например, нельзя добавить еще цицит на одежду или еще одну мезузу на дверь, или проверять годность продукта с микроскопом там, где указано проверять его невооруженным глазом и пр. Зачастую непонимающие сути Торы, цели ее вручения человеку в этом мире, преувеличивают именно механическое выполнение...

Вторая часть Торы, скрытая, говорит о намерении (каване) человека во всех его действиях. Только намерение может изменить действие человека на обратное, не подавляя, а именно используя естественный эгоизм. Поскольку намерение человека не видно окружающим, то обучающая этому часть Торы называется "тайной" частью или Каббалой, потому что учит, как получить (лекабель) все, уготовленное человеку Творцом.

Именно в этой части Торы желательно постоянное увеличение намерения, и чем оно больше, тем больше человек постигает духовный мир. Именно в мере своего намерения человек начинает ощущать высший мир, начиная от самой низшей ступени мироздания, до самого полного намерения на весь свой истинный эгоизм, до самой высшей ступени мироздания - полного слияния с Творцом.

В течение 6000 лет в наш мир спускаются различные типы души: от наиболее чистых - в первых поколениях мира, до самых испорченных - в наше время. Для первых душ не нужна была даже Тора для их исправления. Сам факт их существования на этой земле являлся уже исправлением, потому как процесс накапливающихся страданий во время существования души в теле нашего мира приводит каждую душу к осознанию необходимости, еще в течение жизни в этом мире, выхода в духовный мир.

У первых же душ еще не накопилось столько страданий, чтобы они почувствовали необходимость отказаться от собственного эгоизма. Их примитивный, животный образ мышления не создавал в них необходимости в духовном возвышении, не подталкивал их к Творцу.

Но все частные переживания, страдания и опыт всех нисходящих душ накапливаются вместе в общем духовном сосуде, общей душе, называемой "Адам". Поэтому через две тысячи лет накопления общего опыта человечества в его общей душе, возникла необходимость уже в механическом, еще неосознанном выполнении Заповедей - правил духовного мира, не имеющих никакого отношения к нашему миру и никоим образом не связанными с этим миром. Поэтому так нелепо они и представляются незнающему их истинного духовного происхождения. В этот период и была вручена человечеству Тора. Но пока только еще небольшой группе людей.

В последующее, последнее, третье двухтысячелетие проявляется сознательное желание к духовному, к необходимости себя исправлять - особенно со времени появления каббалиста АР"И и до нашего поколения.

Конечное состояние всего мироздания - Полное исправление, Гмар тикун - когда самая низшая точка творения достигает того же состояния, что и самая высшая. Это состояние сразу же и создано Творцом. Мы уже все находимся в состоянии Гмар тикун. Зачем же нам дают инструкцию как его достичь? Потому что мы не можем ощутить наше истинное состояние в своих настоящих эгоистических желаниях. А если мы не развиваемся, не исправляем свои органы ощущения по инструкции (Тора - от слова ораа, инструкция), по Каббале, нас гонят, вынуждают к этому, силой, страданиями. Инструкция же дана для того, чтобы сократить страдания увеличением скорости прохождения этого пути, сделать страдания более мягкими, иными по характеру, заменить страдания ненависти страданиями любви.

Зачем Творцу нужны наши страдания? Ведь Он мог сделать этот процесс нашего духовного роста безболезненным. Да, конечно, мог. Но Он хотел, чтобы мы, имея к Нему какие-то претензии, были вынуждены обратиться к Нему, вошли с Ним в контакт, вознуждались в Нем, потому как связь с Ним - это и есть истинная цель Творения, а исправление - лишь средство.

Возникновение потребности в помощи Творца, в связи с Ним, возможно только тогда, когда у нас проявится истинный голод по абсолютному духовному наслаждению. Ощущение отсутствия совершенства должно предшествовать ощущению совершенства - все в творении постигается только из противоположного состояния, вначале создается желание, а только затем можно ощутить наслаждение в наполнении желаемым. Свое конечное, самое совершенное состояние, в котором мы все находимся, мы не можем ощутить без предварительно перенесенных страданий отсутствия этого совершенства.

Свое сегодняшнее состояние мы все ощущаем несовершенным из-за отсутствия соответствующих килим-желаний. Если мы начнем их исправлять, то каждым исправленным кли начнем ощущать часть истинного совершенного состояния. А когда исправим все килим, то полностью ощутим совершенство. Мы должны создать в себе возможность ощущения всех оттенков совершенства. Этот процесс и занимает 6000 лет - ступеней исправления или, как говорится, период существования мира, т.е. ощущения себя в несовершенном виде.

Мы все существуем в биологическом теле, в которое вложен "биологический компьютер". У нас он более умный, чем в животных организмах, потому что обслуживает больший эгоизм. Это и есть - наш разум. Всего лишь механический вычислитель наилучшего состояния и выбора максимально комфортного состояния. Никакого отношения к духовному не имеет. А духовное начинается тогда, когда в человека свыше помещают "черную точку в сердце", стремление к духовному. Ее нужно развивать до состояния духовного желания - "парцуфа", в который потом и получают духовную информацию, духовное ощущение. Если такой точки нет в человеке, он может быть гением, но остается всего лишь человеком.

Мы уже говорили о том, что Каббала занимается самым важным вопросом в жизни человека. Мы находимся в каком-то непонятном для нас мире, который исследуем с помощью наших пяти органов чувств. То, что входит извне в наши органы чувств, обрабатывается у нас в мозгу, который синтезирует и представляет нам всю информацию в виде картины нашего мира. Т.о. то, что представляется нам как окружающее нас - не более чем изображение чистого света на наших неисправленных органах ощущений.

На самом деле - это лишь фрагмент общего мироздания. Т.е. то, что мы воспринимаем - это маленькая часть окружающего нас. Если бы у нас были другие органы чувств, мы бы из всего окружающего воспринимали иной фрагмент, т.е. этот мир воспринимали бы иначе... Нам бы казалось, что изменился мир вокруг нас. На самом деле менялись бы мы, наши восприятия, а мир оставался тем же, потому что вне нас существует только простой, высший свет Творца.

Мы ощущаем, как реагирует наш организм на внешнее воздействие, все зависит от чувствительности наших органов чувств. Были бы они более чувствительны, мы бы ощущали удары атомов в наше тело. Мы можем выяснить, ощутить, осознать не сами объекты, а их взаимодействие, не суть, а ее внешнюю форму и материал. Так же и все, создаваемые нами приборы, регистрируют не само действие, а реакцию на него.

Все, что бы мы хотели знать о нашем мире для того, чтобы понять смысл нашего существования в нем, зависит от тех рамок познания, в которых мы находимся, от наших вопросов. Т.е. наша природа, уже заданные свойства, диктуют нам нашу любознательность. Творец, задав нам все эти свойства, как бы диктует нам изнутри - чем интересоваться, что исследовать, познавать, раскрывать. В итоге же Творец ведет нас к раскрытию Его.

Всевозможные науки о человеке выясняют лишь что-то о нем самом. Все, что находится вне человека - недоступно. Поэтому вопрос о смысле нашей жизни с помощью наук решиться не может, ведь науки не раскрывают что-то вне нас, а только нечто в связи с нами, с нашими органами ощущений, с нашими приборами, с реакцией наших приборов и нас на внешний мир.

Самые глобальные человеческие вопросы: рождение человека, смысл жизни, смерть - могут решиться только познанием вне нас. Не обнаружением и исследованием наших реакций на внешний мир, а объективным знанием о внешнем мире. Но именно это и недоступно научным исследованием. Только после того, как человек выходит в духовный мир, ему, как подарок, дается познание объективного существования, что и как на самом деле существует вне него.

Есть метод, с помощью которого можно получить полную информацию обо всем Мироздании, т.е. выйти из рамок человеческих ощущений и ощутить происходящее вне себя. Этот метод и называется Каббала. Освоивший его называется каббалистом.

Методика эта особая, очень древняя. Создали ее люди, которые, живя в нашем мире, смогли одновременно ощутить духовные миры и передать нам свои ощущения. Метод, которым они шли, в течение веков излагался ими все более и более методологически, с учетом свойств того поколения, для которого он предназначался - пока не предстал перед нами в том виде, в котором мы можем его изучать сегодня. Это плод 5-ти тысячелетнего духовного развития.

Каждое последующее поколение каббалистов основывалось на опыте предыдущего и разрабатывало методику освоения духовного, внешнего мира, подходящую настоящему поколению. Те учебники, по которым изучалась Каббала 2-3 тысячи лет назад и даже 400-500 лет назад, сегодня непригодны для нас. Мы ими пользуемся в очень ограниченном объеме.

Последний великий каббалист, который приспособил Каббалу для использования нашими поколениями - это рабби Йегуда Ашлаг (1885 - 1955гг). Он написал комментарий к книге Зоар и к книгам АР"И. Его 6-томник "Талмуд Эсер а Сфирот" (ТЭС) - основной труд по Каббале и единственная практическая инструкция для нас в освоении духовного.

Для того, чтобы помочь начинающим в освоении этого фундаментального труда, рав Йегуда Ашлаг написал "Птиха ле хохмат ха Каббала" - "Введение в науку Каббала", которое является кратким изложением того, что написано в "ТЭС", дает понимание о строении всего Мироздания, приоткрывает завесу в постижении нашего и высшего мира, объясняет какую роль играет наш мир в постижении общего мироздания.

Текст рабби Й. Ашлага дается курсивом. Текст комментарий дается простым шрифтом.

Над текстом работали:

  • Перепечатка тескста с аудиокассет – Р. Шахнович
  • Редактирование – А. Берчанский
  • Правка и корректура – А. Бренер, Н. Винокур, Р. Абаев, А. Каплан
  • Эскизы - Я. Землянский
  • Оформление, чертежи - Д. Гольдин
  • Hosted by uCoz
    ign=justify>Над текстом работали:

  • Перепечатка тескста с аудиокассет – Р. Шахнович
  • Редактирование – А. Берчанский
  • Правка и корректура – А. Бренер, Н. Винокур, Р. Абаев, А. Каплан
  • Эскизы - Я. Землянский
  • Оформление, чертежи - Д. Гольдин
  • Hosted by uCoz