ПЯТЬ УРОВНЕЙ ЭКРАНА
Надеюсь, читатель простит мне многочисленные отступления и, вроде бы, побочные рассуждения. Я повествую о сотворении миров, то есть веду повествование сверху вниз, от Творца к человеку, от начала -Источника творения через все его стадии к цели творения - человеку в этом мире. И если мой рассказ о творении будет содержать только информацию о строении мироздания - для этого не стоило бы и начинать писать книгу. Ведь смысл, цель Кабалы (всей Торы и всего мироздания) не в повествовании о духовных мирах и процессах их творения, а в обучении человека правилам духовного восхождения - сближения, слияния со светом и с его Источником.
Как мы узнали, чтобы построить настоящее кли свету необходимо проделать 4 операции:
Малхут получает свет от всех предыдущих стадий - от кетэр, от хохма, от бина, от З"А - так родившись постигает все что было до нее: она родилась от З"А, З"А появился из бина, бина из хохма, а хохма из кетэр.
А так как постижение может быть только при получении информации, света внутрь кли, то в самой малхут появляются пять подразделов (частей, отсеков), каждая из которых постигает, то есть получает свет от определенной, соответствующей ступени, находящейся до малхут и эти отсеки в малхут называются по именам (номерам) источников света:
Ор, получаемый в часть кетэр, что в малхут называется йехида, получаемый в хохма, что в малхут - хая, получаемый в бина, что в малхут - нэшама, получаемый в З"А, что в малхут - руах, и получаемый в малхут, что в малхут - нэфеш.
Таким образом, в малхут есть пять различных видов, уровней желаний на пять разных приходящих светов. Поэтому, после Ц"А малхут создала пятислойный заградительный масах, то есть в масахе появились пять различных уровней жесткости, пять сил отталкивания, отторжения света, наслаждения.
И, таким образом, рождаются от отталкивания на приходящие к малхут пять лучей прямого света, пять лучей обратного, отраженного света. Как уже говорилось выше, этот отраженный свет - ор хозэр - условие последующего получения света внутрь кли. Поэтому, когда нет в масахе силы оттолкнуть какой-либо из приходящих светов - видов удовольствия, то именно этот свет малхут, конечно, не может получить.
Чем сильнее наслаждение (чем больше свет), тем большую силу воли (жесткость экрана) должен иметь человек (кли, малхут), чтобы оттолкнуть это наслаждение (свет).
Итак свет приходит через четыре стадии к малхут и ударяет в масах, стоящий перед ней. Малхут состоит из пяти отсеков - желаний с масахом, соответствующей силы отталкивания в каждом. Самое слабое желание - в отсеке кетэр, что в малхут. Более сильное - в отсеке хохма в малхут и так далее, а самое сильное - в отсеке малхут в малхут.
Если в кли есть лишь масах силы 0, то есть максимальная способность сопротивления на желание уровня кетэр в малхут - то только в этот отсек малхут может принять наслаждение - свет. А на остальные свои части должна создать цимцум - не получать, так как если получит в них, то получит ради себя,вследствие отсутствия масаха; самонасладиться.
Если же в малхут есть сила не получить ради себя, а получить ради Творца, то есть она может противодействовать двум и более частям "желаниям", находящимся в ней, то в них соответственно может принять свет.
То есть в зависимости от силы, жесткости масаха малхут может принять то или иное количество света. Таким образом мы видим, что малхут использует из всей своей толщины (желаний) лишь ту часть, на которую у нее есть масах и только эта часть заполняется светом, а остальные пустуют, вернее, в них есть ор хасадим, как в бине до Ц "А, то есть наслаждение от слияния с Источником. В то время как в той части малхут, которая заполняется светом, есть и ор хасадим (наслаждение от слияния) и ор хохма (наслаждение от самого света).
Малхут "видит" перед собой с помощью ор хозэр - отраженного света, как и мы в нашем мире. Поэтому чем больше или меньше масах и соответственно больше или меньше ор хозэр, тем больше или меньше света перед собой видит (ощущает что он есть) малхут и, естественно, тем больше или меньше света может принять внутрь.
А если в малхут, то есть в желании самонасладиться, нет совсем масаха - то она ничего не видит. Так и те из нас, кто еще не создал масах - не видят, то есть не ощущают духовные миры, т. к. находятся под запретом Ц"А: свет в эгоизм не войдет - так решило первое кли - малхут в олам Эйн Соф и этот закон для всех ее частей, то есть и для нас.
И потому как мы не видим источников, причин происходящего в нашем мире, мы можем лишь верить в существование Творца и не можем оправдать кажущееся нам бесцельное существование населяющих наш мир (а если верить в Творца, его доброту и любовь, то трудно оправдать их страдания и ничтожность). И ответа, для несоблюдающих условие Ц"А, нет - возможна только слепая вера, настойчиво превозносимая выше сомнений, специально посылаемых нам Творцом для развития масаха.
И лишь созданный таким образом масах позволяет увидеть... - и все становится ясно, все ответы на все вопросы - но это лишь после долгого пути во тьме. Потому как настоящее духовное кли - выше эгоизма и строится на превосходстве веры над знанием - "эмуна лемала ми даат" - даже в духовных мирах. Но там эта вера заключается в том, что человек должен верить, что есть состояние совершеннее чем то, в котором он находится в данный момент, поскольку любое состояние в духовном мире совершенно. И без веры в большее совершенство нет возможности двигаться выше. Единственный путь постижения - добровольное предпочтение сокрытия Творца. Поэтому, закрыв глаза, Моше удостоился увидеть самого Творца, а Давид Лейкес получил то, что пожелал...
Из последнего рисунка видно, что если в малхут нет масах на отсек 4, куда входит ор малхут, то малхут лишается не ор малхут, а ор кетэр. Это оттого, что есть обратная зависимость ор и кли: высшие кли рождаются первыми: от кетэр к малхут, но в них, в эти высшие кли, входят сначала низшие света: от ор малхут к ор кетэр.
Допустим есть лишь масах на самое слабое желание в малхут - на кетэр в малхут (состояние 5). В таком случае в отсек кетэр малхут входит свет - ор малхут. А если появляется масах на кли хохма в малхут - то ор малхут, что был в кетэр в малхут спускается в хохма, что в малхут, а сверху, в кетэр малхут входит ор З"А.
И так далее: чем больше масах у кли, тем больше ор входит в малхут, поскольку малхут на все более низкие, грубые желания создает масах. То есть существует обратная зависимость света, входящего в кли и частью малхут, в которую этот свет входит.
Приобретая масах, кли как бы растет от толщины 0 до толщины 4. Поэтому в таком порядке мы и называем сфирот: кетэр, хохма, бина, З"А, малхут (КАХАБ"ТУМ). Но по мере роста кли свет входит в нее в обратном порядке - от слабого к сильному: от ор нэфеш до ор йехида. И поэтому мы называем света в обратном порядке: нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида (НАРАН"ХАЙ).
Видно, что лишь ор хозэр, сила воли, сопротивления желаниям определяют состояние, духовную высоту кли. Чем на большее желание у кли есть сопротивление (масах), тем больше света может получить кли и тем выше оно, ближе к Источнику.
Отсюда еще раз видно, что по мере духовного роста человека у него появляются более низкие желания. Но это лишь потому, что он в состоянии преодолеть их... И соответственно этому человек возвышается.